Рецензии и отзывы о творчестве

Среди современных поэтов не так уж много подлинных. Одним из них несомненно является Владимир Гоцуленко. Он пишет не просто хорошие стихи - это настоящая поэзия.

Дмитрий Лихачев, академик

Многое в книге Владимира Гоцуленко понравилось и тронуло. Очень по душе пришлись его стихи о Пушкине — они близки мне по восприятию поэта. Книга "Талисман" стала для меня приятным открытием.

Давид Самойлов, поэт

Сьогодні це така рідкість — звернутися до Пушкіна і звернутись достойно. "Дорога к Пушкину" Володимира Гопуленка — це чудова поезія.

Олесь Гончар, писатель

Сегодня о Пушкине пишут многие – шибко грамотные и не очень. Как правило, это пересказ прочитанного или услышанного. И крайне редко среди этой "словесной руды" встречается настоящая поэзия.

Владимир Николаевич Гоцуленко – поэт пушкинской темы. Он не раз совершал паломничество в наши Святые Горы, консультировался у хранителей музея и у меня лично, работал в архивах Пушкинского заповедника, разыскивая нужные ему материалы. Его время и усилия не пропали даром – он нашел здесь свою собственную дорогу к Пушкину. Именно здесь у него родился замысел написать историческую драму-фантазию на тему "Пушкин и декабристы". Не припомню чего-либо подобного в нашей пушкиниане. Это же как глубоко нужно знать натуру Пушкина, и не только знать, но и чувствовать, чтобы решить осуществить такой дерзкий замысел. Как человек, всю жизнь занимающийся Пушкиным, я не перестаю удивляться тому, насколько убедительны и точны во всех стихах Гоцуленко раздумья об Александре Сергеевиче. В каждом из них слышен и виден Пушкин – наш, сегодняшний, народный, Михайловский, Святогорский! Чудесен словарный состав этих стихов. Лиричны и музыкальны их строфы. Во всем пульсируют и дышат пушкинские "заповеди блаженства". Впрочем, это и неудивительно, ведь Владимир Гоцуленко – поэт настоящий, и стихи его светлые и всегда живые.

Семен Гейченко, директор литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском

Рецензия к диску "Дорога к Пушкину" (1988)

Владимир Гоцуленко — поэт большой, сложившийся, имеющий своего благодарного читателя, поэт открытой души. Он давно и вдумчиво работает над пушкинской темой. Ведь одна фальшивая нота может свести на нет все благие намерения. Но ему удается найти точные интонации и искренние слова.

У каждого своя дорога к Пушкину. Это еще раз доказал и композитор Владимир Быстряков. Он, автор популярных эстрадных песен и музыки ко многим спектаклям и кинофильмам, в этой работе раскрылся с неожиданной стороны.

Владимир Быстряков сумел отыскать свои мелодии на стыке современной песни и традиционного класси¬ческого романса, сумел как бы соединить век минувший с веком нынешним. Не потому ли так проникновенна его музыка, волнующая воображение и затрагивающая потаенные ощущения души?

Вообще мне кажется, что песенный цикл Владимира Гоцуленко и Владимира Быстрякова — тот редкий случай, когда слова и музыка не только совпадают по ритму чувства, по духовному настрою, по внутренней гармонии, но и органично дополняют друг друга. Несомненно и то, что замечательный актер театра и кино Николай Караченцов не только исполнитель песенного цикла, но и полноправный соавтор "Дороги к Пушкину".

Юрий Бондарев, писатель

Иногда в жизни происходят совершенно непонятные вещи: к примеру, до сих пор не пойму, как композитор, сочиняющий эстрадные шлягеры, вдруг почему-то неожиданно для самого себя настолько пленяется стихотворениями о давней эпохе, с какими-то очень длинными строчками, с которыми прежде никогда не имел дела, что забрасывает все ради работы над ними. Вот что случилось со мной, когда я впервые прочел стихи Владимира Гоцуленко. Я как-то сразу почувствовал в них необычную мелодику, энергетику чередования света и тьмы, музыку пронзительной и пронизывающей боли. Образы, возникшие передо мной, подкупали своей неординарностью и, что важнее всего, правдивостью. Поэтому стихи Гоцуленко дают не только эстетическое наслаждение, но и пробуждают в душе чувство сопереживания. Никто из нас тогда даже не мог предположить, что работа над созданием вокального цикла продлится целых шесть лет…

Теперь я знаю, что талантом можно заразиться как вирусом. Так я заразился поэтическим талантом Владимира Гоцуленко. Не избежал этой участи и наш друг Николай Караченцов. И хотя сегодня настоящее искусство, увы, не в фаворе, я по-прежнему верю, что нашей совместной работе о Пушкине уготована счастливая судьба. Надеюсь, еще при нашей жизни…

Владимир Быстряков, композитор

Сегодня, к сожалению, в сфере духовности мы многое подрастеряли. Размытыми стали понятия достоинства, верности, чести. Мы даже перестали замечать, что все чаще и чаще моду на стиль жизни стала диктовать бездарность. И как светло, как радостно бывает на душе, когда встречаешься с истинным талантом! Таким, как Владимир Гоцуленко. Это замечательный поэт. Удивительно тонкий, удивительно интеллигентный, и в то же время очень дерзкий, очень правдивый, очень искренний. И всегда – очень талантливый. И всегда – очень пронзительный. И всегда – очень точный, попадающий своим словом прямо в сердце.

Многие его стихи невозможно читать без волнения и, зачастую, без невесть откуда взявшихся слез. Когда я исполняю романсы на его слова, всякий раз комок подкатывает к горлу…

Наше сотрудничество я считаю большой творческой удачей. Уверен, что совместная работа с таким поэтом сделала бы честь любому актеру.

Николай Караченцов, актёр, исполнитель вокального цикла "Дорога к Пушкину"

К книге стихов "Дорога к Пушкину" (1987)

Уже много лет поэт Владимир Гоцуленко работает над пушкинской темой. Работает кропотливо, с огромной ответственностью, поскольку прекрасно понимает и чувствует: достаточно всего одной фальшивой ноты, чтобы испортить все дело. И вот передо мною его "Дорога к Пушкину". Она великолепна! Стихи настолько искренни, что просто не могут не волновать душу и воображение. Не случайно этот сложнейший труд высоко оценил даже такой ревностный ценитель наследия великого поэта, как Семен Степанович Гейченко – бессменный хранитель Пушкинского заповедника в Михайловском, человек-легенда.

"Дорога к Пушкину" — это своеобразный монолог нашего современника о непреходящих духовных ценностях — чести, достоинстве, любви к своему Отечеству.

Л.Н. Вышеславский

К книге "Знак Нострадамуса" (1993)

Не могу не отметить цикл стихов о Мишеле Нострадамусе, поразивший меня глубиной проникновения в загадочный образ средневекового астролога. Потрясающее перевоплощение!

Тридцать лет назад в предисловии к сборнику стихов Владимира Гоцуленко "Музыка дождей" я написал: "перед нами поэт, который сказал много своего в первой книге, а еще больше скажет в последующих". Рад, искренне рад, что не ошибся. Помню, то предисловие я озаглавил так: "Инженер играет "на флейте водосточных труб"". Но я даже и предположить не мог тогда, какую мощную симфонию предвещала эта флейта…

Леонид Вышеславский, поэт

К сборнику стихотворений "Однажды" (1985)

Стихи Владимира Гоцуленко проникнуты высоким гражданским чувством — это исповедь благодарного потомка перед светлой памятью погибших в Великой Отечественной войне.

Значительное место в книге занимают поэтический цикл "Пушкинская тетрадь",

стихи о современной молодежи, о любви.

П.М. Мовчан

К поэтическому сборнику "Взгляд" (1981)

В новом сборнике воспевается красота окружающего мира. Отдельный цикл составили стихи, написанные по мотивам произведений африканских поэтов после поездки автора в Африку. Книга отличается неподдельным гражданским пафосом, тонкой наблюдательностью.

М.И. Игнатенко

К сборнику "Музыка дождей" (1972)

ИНЖЕНЕР ИГРАЕТ "НА ФЛЕЙТЕ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ"


Книга, которую Вы держите в руках, называется "Музыка дождей". Это первая книга стихов Владимира Гоцуленко. Первая книга стихов инженера-экономиста.

Есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые невозможно вычислить даже самому опытному инженеру изобразить на чертеже и в математических формулах.


Шагаешь, мыслишь. И о главном вроде.

Перед собой не видишь ни на шаг —

такая мысль тобою верховодит!

Но вдруг свое припомнит и душа…


Это верно подмечено. Логическое и душевное идут рядом. И дополняют друг друга. Душа имеет свои воспоминания, свой круг, свои горизонты. Ученый мыслит, естественно, головой. А как же иначе? Но ученый - человек, а каждый настоящий человек мыслит еще и сердцем. И в этом смысле каждый полноценный человек — поэт.

Логическое, научное и чувственное, поэтическое познание мира всегда шли рядом. Путешествуя по Алтаю, я однажды ночевал в палатке археологов. Ночью, когда прошедшая в горах гроза вспенила ручей, протекавший близ палатки, ученые обратили мое внимание на исключительно мелодичный переплеск волн. Камни в ручье были так поставлены, что водя, перекатываясь через них, создавала мелодию. Кто так поставил эти камни? Кто заставил воду в ручье петь? Это сделали люди, жившие ни берегу ручья тысячи лет тому назад. Они тогда только овладевали азами физики: едва умели кипятить воду на огне, а уже не могли жить без музыки. Передо мной находилось пианино каменного века!


Инженер Владимир Гоцуленко, еще сравнительно молодой человек, но уже успешный испытать многое, наряду с логическим познанием мира отдает большую дань и "мышлению сердцем". Он пишет о колосьях пшеницы и о своем курсовом проекте, о веслах, о физиках, о вишнях, но все это стихи и о чем-то таком; что не имеет прямого отношения ни к колосьям, ни к курсовым проектам, ни к веслам, ни к физикам, ни к вишням. Это - выражение духовного мира нашего молодого современника, его тревоги (иногда не совсем ясные), его надежды, мечты, порывы, страсти. Это - веянье самого времени. Это - удары сердца.


Ах, это поле без межи и края!

Не высмотришь его из-под руки:

Оно — судьба.

Пшеница-то какая!

По грудь!

У сердца бьются колоски...


В одном из своих самых первых стихотворений молодой Маяковский спрашивал когда-то:


А вы

ноктюрн

сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?


Конечно, много людей проходит мимо водосточных труб, не находя в них ничего примечательного. Но поэт слышит, как на "флейте водосточных труб" дождь играет свою вечернюю песню. И Владимир Гоцуленко слышит "музыку дождей". Слышит, потому что перед нами поэт, который сказал много своего в своей первой книге, а еще больше скажет в последующих.

Л.Н. Вышеславский, поэт
v.gotsulenko@gmail.com